Республика - Информационное агентство новостей » Культура » Ася Еутых - кто такие амазонки и имеет ли она отношения к ним?

Ася Еутых - кто такие амазонки и имеет ли она отношения к ним?

Ася Еутых - кто такие амазонки и имеет ли она отношения к ним?
Культура
admin
Фото: Reuters
12:16, 21 август 2021
657
0
Мир златокузнеца Аси Еутых – это волшебные сказки, древние легенды, а люди в них – прекрасные рыцари и кудесницы-воительницы. В доме Аси живет самый настоящий принц, а у ворот ее «Золотой кладовой» растет чудо-дерево. И к его волшебному яблочку по ночам приходят люди: прикоснуться «на удачу». К слову, по одной из версий, фамилия «Еутых» переводится как «счастье, удача». Еще ребенком, Ася мечтала увидеть среди родных гор Адыгеи следы какой-нибудь древней цивилизации, искала скалы с загадочными знаками, а в каждом холме пыталась разглядеть курган, в котором наверняка таились необыкновенные артефакты. Однажды девочка по прозвищу «оса» – так называли маленькую Асю за ловкость и стальной характер — взяла свой ножичек, который всегда носила с собой, и, пока ее папа сидел у мольберта и писал горные пейзажи, маленькой, но твердой

 

Мир златокузнеца Аси Еутых – это волшебные сказки, древние легенды, а люди в них – прекрасные рыцари и кудесницы-воительницы. В доме Аси живет самый настоящий принц, а у ворот ее «Золотой кладовой» растет чудо-дерево. И к его волшебному яблочку по ночам приходят люди: прикоснуться «на удачу». К слову, по одной из версий, фамилия «Еутых» переводится как «счастье, удача».

Еще ребенком, Ася мечтала увидеть среди родных гор Адыгеи следы какой-нибудь древней цивилизации, искала скалы с загадочными знаками, а в каждом холме пыталась разглядеть курган, в котором наверняка таились необыкновенные артефакты. Однажды девочка по прозвищу «оса» – так называли маленькую Асю за ловкость и стальной характер — взяла свой ножичек, который всегда носила с собой, и, пока ее папа сидел у мольберта и писал горные пейзажи, маленькой, но твердой рукой создала свою собственную «древность». Выцарапала на скале рельеф-картину в натуральную величину. На ней девушка, что выглядывает в окно, обрамленное чем-то в виде колонн, ну, в общем всю силу детской фантазии Ася вложила в эту работу. Папа был потрясен: утром еще ничего не было, а к вечеру – «памятник истории», созданный руками ребенка, маленькой девочки. Вот так взяла и воплотила свою мечту, сама.

 


 

 

 


 


 


«ЛУЧШАЯ ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ!»
«Российский ювелир, оружейник, златокузнец, народный художник Республики Адыгея, член Союза художников России. Произведения Аси хранятся в фондах Государственного Эрмитажа и в Государственном историческом музее Москвы. В 1998 году создала оружие и амуницию для личной черкесской гвардии иорданского Принца Али… В 2014 официально заявила о создании собственного сплава Ювелус…». А что за сухими фактами из энциклопедии? 10.000 изделий – невероятная цифра для любого, даже самого плодовитого мастера, 20-часовой рабочий день на протяжении почти 30 лет. В 2007 году в Эрмитаже прошла персональная выставка работа Аси. «Это – высшее! Выше уже не бывает, поскольку Эрмитаж живых еще не выставлял…», – сказал о ней кинорежиссер Александр Сокуров. «Ася Еутых – единственная, кто смотрит на традиции. Она лучшая из существующих!»

Ася родилась в семье, где все были златокузнецами и золотошвейками. Так что ее судьба мастерицы была в общем-то предопределена. Однако, по семейной легенде, к рождению необыкновенной девочки семья была готова давно: мудрая бабушка Кадырхан, сказительница и хранительница древних секретов семейного ремесла, по рассказам которой писали книги и ставили спектакли в родной Адыгее, сообщила, что родится чудесная девочка, которую назовут Ася, и будет она творить чудеса. Так что, с самого рождения маленькая Ася слышала о себе: «А, это та самая чудесная Ася?»  И «чудесную Асю» как живой талисман носили из двора во двор: кому первую рассаду посадить ее рукой – на хороший урожай, кому первый волос состричь – чтобы росли новые, густые и красивые, а то и в новый дом запустить девчушку вместо кошечки: «на счастье».

И именно Асе бабушка Кадырхан доверила семейные реликвии и тайные знания: позволила взять руки дедушкин кинжал, подарила старинный «дамский ножичек», рассказала, как очищать золото и изготавливать порох разных сортов, как шить традиционную одежду, как предсказывать погоду, как объезжать лошадей. А еще поведала все приемы, которыми пользовался дедушка – ювелир-оружейник, и даже вручила девочке его инструменты. Этого в семье не позволялось никому! Не то что трогать – просто смотреть! Но мудрая бабушка Кадырхан видела, кому это знание «впору», хотя в семье было 9 внуков, а Ася – девчонка, причем, самая маленькая…

Бабушка часто «брала на слабо», хитро улыбалась и говорила, затевая обучение внучки новой науке: «небось, не справишься?» Как это – «не справишься?!» И маленькая Ася решительно сгребает игрушечных оловянных солдатиков и отправляет в печь на переплавку: наверняка получится сделать кинжальчик не хуже бабушкиного, который она носила у себя на поясе. И вот в 7 лет – первое оружие собственного изготовления, да какое! Кинжальчик с узорами, действительно ничуть не хуже того, бабушкиного. Так мудрая Кадырхан выковывала сильный дух у девочки: волю – преодолением сложностей, а больше сердце – безграничной любовью и верой в успех. Такие слова, как «не могу, боюсь, сомневаюсь» просто не существовали в ее лексиконе. Такой же стала любимая внучка Ася, маленькая «оса» — когда в семье столько старших братьев, нужно уметь и постоять за себя. Вот и героиня одной из любимых книг Аси – «Дочь шапсугов» Тембота Керашева — она будто сестра-близнец Аси. Юная девушка — сильная, смелая, талантливая. Воин. А бабушка поет старинные песни-речитативы – о славных героях и бесстрашных девах-кудесницах, взмахом руки творящих чудеса и повергающих врагов. Бабушка учила Асю укреплять дух и тело: купаться в проруби, мало есть, радоваться труду и не унывать, а идти до конца. «Начинать умеют все. А вот заканчивать – этому надо учиться», – говорит Ася. Ребенком – уметь отвоевать свой кусочек горячего хлеба (те, кто рос в большой семье, знают, о чем речь). Ну, а став мастером – помнить, что металл не дается слабым, и свою задумку нужно уметь отвоевывать. И тогда даже суровый металл станет послушным, как воск.


 

 

 

 


«ФАТАЛИСТ С ХАРАКТЕРОМ АМАЗОНКИ»
Ребенком Ася любила бродить в одиночестве среди скал, смотреть на небо, а по ночам изучать созвездия и слушать звуки леса, и именно природу мастер Еутых считает свои главным учителем. Но классическое образование, все же, никто не отменял. Талантливую девочку сразу зачислили в третий класс художественной школы, параллельно Ася училась в музыкальной школе, ну, а в общеобразовательной – одни «пятерки», так что можно было позволить себе пропускать уроки и сбегать в любимые горы на пленэр.

В 1980 году Ася поступает в Карачаево-Черкесский Государственный педагогический институт на художественно-графическое отделение. И снова старшие разглядели в уникальной девушке особый дар: именно ей преподаватель по скульптуре вручил ключи от мастерской, где юная художница пропадала днями и ночами, постигая науку «сотворения человека из глины». Казалось бы – что еще нужно? Любимая всеми ученица, делает успехи. Но лучшая студентка курса внезапно переводится в другой вуз – Кубанский Государственный Университет.

Это решение она считает предопределенным свыше: именно оттуда Ася попадает в Дагестан – на специализацию в училище им. Джемала к мастеру по серебру Курбанали Магомедову. Дипломная работа – женский серебряный пояс с кинжальчиком и комплект украшений. Первые работы в технике ковки и филиграни. Любимый образ – гордая воительница, амазонка. Перед глазами все та же девушка из книги Тембота Керашева – женщина-рыцарь Суанд, ее сестра из прошлого… Украшения, доспехи амазонок, девичий шлем Адьиф – героини нартского эпоса – такие теперь новые творения Аси. Она очарована металлом и магией древнего оружия и доспехов. Ася увлекается археологическим наследием и историей родного народа.

Личное знакомство с археологами Адыгеи, изучение коллекций искусства народов Востока приводят художницу в Москву, где она встречает лучшего эксперта по кавказскому оружию Эмму Аствацатурян. Именно Эмма Григорьевна открывает Асе редчайшие образцы черкесской коллекции Государственного Исторического Музея и рассказывает о малоизвестных тонкостях работы с металлом. Так Асе открывалось новое знание, а со временем она смогла восстановить древнюю, доселе считавшуюся утраченной рецептуру литья. У мастера формируется свой собственный почерк: ни одного случайного элемента, никакого заигрывания с модой. Эпоха бронзы, ее роскошный, но по-царски благородный, сдержанный стиль скифов очаровывают художницу.

Тем временем, судьба уготовила еще одну знаковую встречу: в 1993 году у Аси появляется верный друг и помощник, ставший ее соратником в любимом деле, супругом и отцом ее детей. Руслан Туркав – инженер, талантливый мастер, вместе с которым они работают с первого дня встречи. Впрочем, тот день, когда они встретились – во время съемок Аси для одной из телеперадач на местном ТВ – не был первым, когда их свела судьба. Еще в детстве, как вспоминает Ася, она встретила в коридорах школы мальчика, который потерялся и искал свою маму. Она взяла его за руку и повела к его маме – учительнице по физкультуре, которую прекрасно знала. И так рука об руку они вместе почти уже 30 лет. Руслан Туркав ради расцвета таланта супруги оставил прежнее место работы, изучил секреты ювелирной обработки металла, и теперь они вместе создают новые шедевры. Его совершенно не смущает, что приходится быть в тени великой супруги: «Я инженер, а настоящий инженер всегда находится за кулисами». В 2014 году они изобрели собственный уникальный сплав – Ювелус, что по составу очень близок сплавам находок из курганов Юга России II-I тысячелетия до нашей эры.


 

 

«МЕСТО РАБОТЫ – ДВОРЕЦ КОРОЛЯ»
Однажды в доме Аси зазвонил телефон. То, что произошло дальше было похоже на кино: на том конце провода был…принц. Да, самый настоящий принц, сын короля Иордании — принц Али бин Хусейн. Его потрясли работы оружейницы, которые он увидел в одной из публикаций о ней, и теперь он всенепременно желает для себя и своей гвардии амуницию, созданную именно Асей. «Мы ждем вас во дворце, приезжайте. Всей семьей приезжайте, будете жить у нас». Оторопев от неожиданности, семья посовещалась и приняла решение: ехать! В самом деле, не отказывать же принцу?! И вместе с двумя сыновьями супруги отправляются в Иорданию, во дворец короля.

Принц Али оказался на редкость деликатным человеком. Он полностью доверился чутью ювелира «Мне нравится то, что вы делаете, поэтому делайте все, что сочтете нужным». На любое предложение Аси принц лишь кротко отвечал: «Как вы посчитаете нужным, я согласен». Через три месяца было создано 16 полных комплектов, некоторые детали повторяли древние образцы.

Принц Али был потрясен. И когда пришла пора ему жениться, он снова обратился к любимой мастерице: для невесты нужен был уникальный наряд. Так дочь дипломата ООН, журналистка CNN Рим Брахими на собственной свадьбе появилась в адыгском национальном платье. Сшили его портные из Нальчика, а Ася отделала полы и низ верхнего платья золотом и серебром. А на поясе принцессы красовался маленький кинжал.

Семьи принца Али и Аси стали друзьями. Они часто навещают друг друга, и чтобы облегчить визиты принца в Россию, его решено было прописать…прямо в доме Аси. Забавные минуты пережили сотрудники местного ОВИРа, записывая нового жильца: «Место работы? – Дворец. Должность? – Принц».


«5000 ЛЕТ В ИСКУССТВЕ»
В мире Аси женщина – отнюдь не «слабый пол». Смеясь, она говорит, что руки адыгских женщин узнала бы наощупь, они твердые, жесткие. Руки воинов. Вот и истории, рассказанные в книге Муаеда Ахметова «Адыгские амазонки», ей не кажутся плодом фантазии автора. Она даже подарила эту книгу главе Адыгеи Мурату Кумпилову, взяв с него обещание, что он непременно прочитает ее, «чтобы лучше понять наших женщин».

Ну, а что касается «не женского дела», которому она посвятила жизнь, то Ася как профессионал отмечает: достаточно посмотреть на древнее оружие, чтобы понять, что его создавала женская рука. А сколько ножей и кинжалов можно найти в древних женских захоронениях! Мужчины и женщины не противоборствовали, а работали вместе. Каждый был занят своим делом: мужчины ковали в кузне, женщины занимались литьем. Именно тонкие женские пальцы могли создавать изящные линии звериного стиля в воске, все эти изгибы и лепестки… Женщины умели все, и, если мужчины были в походе – могли защитить свой дом. Как в сказке, игриво предложив врагу сначала сразиться с младшим воином – девушкой, ведь не такой ты и страшный противник, чтобы сразу звать мужчину. И враг был повержен. Доказательства? Посмотрите на ручку кавказского кинжала. Куда удобнее он размещается именно в женской руке. А чтобы клинок не знал промаха, древние мастерицы-амазонки, отливая свое оружие, заговаривали его заклинаниями. Вот и Ася делает все, как и 5000 лет назад: работает бок о бок с супругом, прекрасно обращается с любым видом оружия, и никогда не создает ни одного клинка без волшебства.

Себя Ася считает пришельцем, путешественницей во времени. И время, будто в самом деле подчиняется ей. Каким-то невероятным образом она успевает создавать произведения искусства, быть нежной женой и матерью, поддерживать уют в доме и особую атмосферу в уникальном новом музее-мастерской – настоящем храме искусства, древностей и волшебства, портале, позволяющем путешествовать сквозь толщу веков – «Золотой кладовой».

Ася создала немало шедевров, украшающих коллекции сильных мира сего: парадные акинаки, сабли, кинжалы, драгоценные деревья, украшения. Все, что положено иметь царю. Но как же главный символ – трон царей? Как выглядел походный трон скифских царей бронзового века в точности неизвестно, восстанавливать его облик приходилось по отдельным сохранившимся фрагментам. А однажды во сне Ася увидела, каким он должен быть в готовом виде. И услышала голос. А ведь в древности слово имело силу закона, когда произносилось царем, сидящим на троне. И это был голос…женщины. Трон царицы? Царицы амазонок? Так самое сложное творение Аси теперь носит имя «Трон Царицы амазонок». Трон, который создан пережить века, тысячелетия.

Алена Докшокова

https://daptar.ru/2021/08/18/asya-eutykh/

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)